Зачем и для чего нужны гаммы?!
В процессе своего развития в качестве гитариста, мы рано или поздно начинаем ощущать, что было бы, в общем, неплохо узнать хоть что-то об этих понятиях, которые называют гаммами. Если мы только в начале пути, мы можем вообще не иметь малейшего понятия о том, что такое гамма, и это создает некую мистическую ауру вокруг этого процесса.
Следующее, что обычно происходит, у нас появляется неясное впечатление того, что этих гамм, оказывается слишком много. Вам начинает казаться, что их сотни. А есть даже энциклопедии гамм, где могут быть тысячи этих маленьких отпрысков! И сама перспектива изучения всей этой ерунды заставляет нас слабеть в коленках. И именно на этом этапе у нас появляются вопрос: какое дело всем этим гаммам до нас и до наших отношений с гитарой? Мы спрашиваем: «А сколько их мне надо знать вообще? И чего мне с ними потом делать?»
И вот мы ищем ответы на эти вопросы. Мы читаем журналы и находим там море крутых профессиональных гитаристов, рассуждающих о предмете – и это еще больше нас запутывает. Один говорит, что нужно знать сотню способов сыграть мажорную гамму и еще сотню способов сыграть минорную гамму, а потом переходит к более экзотическим ладам. А другой парень, не менее крутой и известный, утверждает, что использует всего пару гамм, и то иногда. После этого у нас начинаются «конвульсии».
Мы попытаемся немного прояснить этот вопрос. Для начала, обрисуем суть предмета и постараемся дать вам понимание того, что такое гаммы, для чего они используются и как они используются разными гитаристами. Когда вы усвоите эти вещи, вам будет легче решить надо вам оно или нет.
В музыкальном аспекте гамма, это серия нот, которая следует одна за другой. Самое важное в гамме – это расстояние между нотами, и здесь под «расстоянием» мы имеем в виду музыкальную высоту ноты. Именно это расстояние определяет эмоциональное содержание музыки. Это одна из важнейших концепций, которые должен усвоить каждый музыкант, и большинство это знают, но на интуитивном уровне. Для тех, кто хочет глубже понять теорию музыки, эта концепция должна быть полностью осмысленна. Мы не буду слишком в нее углубляться в этой статье (хотя она того заслуживает), но постараемся передать суть концепции, изучение которой вы сможете продолжить с учителем.
Если мы берём ноту на гитаре и, затем, играем ее еще раз, разницы в высоте не будет. Если мы играем ноту, а затем берём ноту на соседнем ладу, расстояние составит половину тона. Если мы сыграем ноту, а затем возьмём ноту через лад – расстояние между ними составит один тон. Если мы возьмём ноту на третьем ладу – это будет минорная терция. Все эти расстояния называются интервалами. Взяв минорную терции, которую мы упомянули выше, вы услышите некое «эмоциональное содержание». Минорная терция присутствует в минорном аккорде, и именно она придает минорным аккордам некий печальный призвук. Когда вы играете блюзовую гамму – это первые две ноты, и именно они придаёт блюзу тот самый «блюзовый» оттенок (или является его частью).
Пока что, достаточно информации об интервалах. Просто хочется, чтобы вы знали об их существовании и что они несут эмоциональную нагрузку музыки. Запомните, что гамма состоит не столько из нот, сколько из расстояния между ними. Есть разные типы гамм, минорные, мажорные, уменьшенные и т.д. Каждая гамма характеризуется особенным рисунком расстояний между нотами, и именно он придает каждой гамме свою уникальную звуковую окраску. В дальнейшем вы увидите, что гитаристы, играющие в разных стилях, используют разные типы гамм. Гитаристу, играющему рок/блюз, возможно, никогда не придется использовать мажорную гамму.
Так как каждый тип гаммы использует свои интервалы между нотами, гамма будет восприниматься на слух одинаково, даже если в ее название стоит другая буква. Например, если вы играете гамму До-мажор, или Ре-мажор, или Соль-мажор, все они будут иметь одинаковый рисунок интервалов и одинаковое количество нот, они будут звучать одинаково в смысле «эмоциональной окраски». У минорных гамм другая схема интервалов, поэтому их звучание будет иметь другую окраску. Используя эту аналогию, мы можем сравнить гамму с цветовой палитрой.
Итак мы определились, что гаммы, это то, из чего строится музыка. В самых разных стилях музыки мы можем вдруг осознать, что просто играем какую либо гамму туда-сюда а потом опять обратно. Поэтому было бы неплохо узнать, как их играть и зачем. Если думать о гаммах в аспекте гитарной техники, мы поймем, что гамма – это цепочка нот, чем быстрее мы ее играем – тем круче. Но дело в том, что для гитариста гаммы представляют намного более сложную задачу, чем для других музыкантов. Пианисту нужен только один палец для того чтобы взять ноту, а гитаристу нужно координированное действие сразу двух (или пальца и медиатора) – и это все осложняет. Как гитаристу, вам этот факт будет немаловажен.
Почти все гитаристы-студенты оказываются неготовыми к эффективному изучению гамм, когда до этого доходит дело. Синхронизация рук должна стать физической привычкой для того, чтобы игра гамм была полезна, а не вредна. В своей знаменитой коллекции гамм для классического гитариста Сеговия писал: «изучение гамм решит множество технических проблем в более короткий отрезок времени, чем любое другое техническое упражнение». Другими словами, если вы хорошо играете гаммы, и можете заставить свои пальцы передвигаться в нужном направлении, вы также можете делать многое другое. Получается, что изучение гамм, это одна из лучших вещей для ваших практических занятий и улучшения вашей техники.
И вот мы пришли к одному из основных пунктов этой статьи: гаммы, даже при их минимальном использовании, являются основным техническим упражнением для любого гитариста. Для неимпровизирующих гитаристов (например, классических), это их основная функция, им не нужно знать миллион гамм. Для технических упражнений мы просто выбираем те, которые нам больше всего для этого подходят. В коллекции Сеговии большая часть гамм – это одни и те же гаммы, просто передвигаемые по грифу. Конечно, есть много вещей, которые нужно знать для того, чтобы правильно использовать гаммы для развития техники. Многих студентов неправильная практика приводит в никуда. Но это совсем другой аспект, который мы не будем здесь затрагивать. Но, в любом случае, вы должны понимать, что игра гамм является достаточно сложным предметом и нельзя недооценивать вопрос: как их правильно играть. И еще, интерпретируя слова Сеговии, мы можем сказать: «если вы имеете представление о том, как правильно играть гаммы, вы имеете представление и о многих других технических аспектах игры на гитаре».
Как вы, наверное, уже поняли, количество и состав гамм, которые нужно знать гитаристу, зависит от стиля, в котором он играет. Вот базовые рекомендации для того, чтобы вы могли определиться, как ввести гаммы в вашу игру:
— Всем гитаристам необходимо знать мажорные гаммы в первой позиции в тональностях До, Соль, Ре, Ля, Ми, а также, для общего развития, параллельные минорные гаммы к ним.
— Все гитаристы должны знать сдвигаемые рисунки гамм. Мажорные гаммы, которые играются от второго пальца на шестой струне – и от второго пальца на пятой. После этого, мажорные позиции от четвертого пальца на шестой и пятой струне.
— Более амбициозные гитаристы должны знать мажорную гамму от первого пальца на шестой и пятой струне. Если вы знаете эти позиции (шесть мажорных гамм), вы также знаете все арпеджио и эти гаммы во всех тональностях.
— Тем, кто играет блюз и рок необходимо знать пентатонику во всех позициях (их всего пять). И, естественно вам, понадобится знание стандартных ходов для использования их в импровизации в разных тональностях (в первую очередь Ля и Ми).
— Для тех, кто хочет импровизировать в таких стилях, как джаз или фьюжн, после изучения вышеупомянутых гамм придется перейти к тем самым гигантским каталогам гамм, о которых мы упоминали.
Естественно, этим предмет не исчерпывается, но, надеемся, мы дали вам его базисное понимание. Удачи в поисках ваших гамм!
Автор статьи Джейми Андреас.